Благовещение 7 апреля: история и традиции праздника
Благовещение Пресвятой Богородицы — это один из самых важных христианских праздников. В православии это событие имеет огромное значение для каждого верующего.
История и значение Благовещения
Это двунадесятый праздник, а значит, он имеет фиксированную дату — 7 апреля. Второе его название — Возвещение. Это абсолютно не случайно, потому что в этот день, по преданию, Дева Мария была оповещена архангелом Гавриилом о том, что вскоре родит спасителя всех праведных людей — Иисуса Христа.
Апостол Лука писал в своем Евангелии, что Божья Матерь узнала о святости ее будущего ребенка и его огромном значении в жизни каждого человека на шестом месяце беременности. Дева Мария находилась в Назарете, куда и явился ангел. Он сказал следующие слова, которые в последствии стали основой молитвы:
Благодатная Мария, Господь с тобой. Благословенная ты между женами. Не бойся, ибо обрела ты благодать Божью. Ты носишь Сына Божьего во чреве, а после его рождения наречешь ему имя Иисус. Он будет царствовать вечно со своим Отцом, а царствию его не будет конца.
Значение Благовещения в христианстве огромно. Этот праздник и сам факт тайного святого зачатия искупает грех Евы, которая являлась той самой первой женщиной, познавшей его. Фактически церковные деятели и мудрецы считают, что Мария стала второй Евой. Именно той Евой, которой она должна была стать впоследствии — покорной и смиренной, доброй и уважающей Бога.
Традиции 7 апреля
Благовещение — это двунадесятый праздник, который категорически не празднуется в случае выпадания на страстную неделю. По своей значимости этот день ставится священнослужителями в один ряд с Рождеством Христовым и Крещением.
7 апреля в церквях проводится специальная литургия, особенности которой зависят от дня недели и от даты. Многие моменты очень важны, поэтому следует уточнять в церкви, что делать можно, а что нельзя. Один интересный момент заключается в том, что иногда это событие выпадает на саму Пасху. Тогда праздники соединяются и празднуются последовательно — сначала Пасха, а потом уже Благовещение.
Вселенский Собор установил одно важное правило в виду исключительности праздника. В этот день совершается полная литургия во всех церквях, несмотря на Великий пост. Напомним, что это запрещено в любых других случаях. Если день не приходится на Страстную неделю, то можно употреблять в пищу оливковое масло, вино и рыбу. Если же праздник приходится на Страстную пятницу или на субботу перед Пасхой, то отмечается он в воскресение — первый день Пасхи.
7 апреля — это великая дата для каждого уважающего себя христианина. Если у вас не будет возможности посетить церковь, то прочитайте молитву «Богородице Дево, радуйся» дома. Верьте в Бога, любите своих родных и живите праведно. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и
7 апреля – праздник Благовещения Пресвятой Богородицы
Начало нашего спасения
Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы издавна был одним из любимых праздников русского народа. Даже “птица гнезда не свивает в этот день” – говаривали наши благочестивые предки. В этот день Дева Мария услышала радостную весть небесного посланника о том, что Она избрана стать Матерью Спасителя мира. “Радуйся, Благодатная,” – приветствовал Ее Ангел, и эти слова были в сущности первой доброй, “благой,” вестью для человечества после того, как оно порвало свою связь с Богом в результате грехопадения. С момента явления Ангела Пречистой Деве начинается новая, светлая страница в жизни человечества.
О явлении Ангела Гавриила Деве Марии повествует только один евангелист, святой Лука, в первой главе своего Евангелия (смотри Евангелие от Луки, 1-ю главу, стихи 26-38).
Приведем здесь его рассказ с краткими пояснениями. В шестой месяц после зачатия Елизаветой св. Иоанна Крестителя Ангел Гавриил, или Архангел, как принято его называть, (название Архангел – высший ангел) был послан Богом в малоизвестный галилейский городок Назарет к деве Марии, обрученной мужу по имени Иосиф. Читателю следует обратить на то, что евангелист Лука не говорит: “К деве, вышедшей замуж,” но к “обрученной мужу” потому, что Дева Мария только формально, с точки зрения закона, считалась женой Иосифа, но не являлась его женой в действительности. Древнее предание объясняет, почему это так получилось. Еще до рождения Марии, Ее родители, тогда бездетные, Иоаким и Анна, дали обет, в случае рождения у них ребенка, посвятить его на служение Богу. Под старость Бог послал им дочь, которую они назвали Мария. Когда Марии миновало три года, родители отдали Ее на воспитание при Иерусалимском храме. Живя здесь лет десять в атмосфере молитвы и богомыслия, юная Мария так пламенно возлюбила Бога, что уже по собственному желанию решила всецело посвятить себя Ему и дала обещание не вступать в брак. Когда Марии исполнилось лет 14-ть, Она уже не могла оставаться при храме, но должна была или вернуться домой к родителям или выйти замуж. Однако, Ее родители уже умерли за несколько лет до этого. Первосвященник, зная об Ее обете девства и желая Ей помочь осуществить Свое намерение, формально обручил Марию Ее престарелому родственнику, известному своей праведной жизнью – Иосифу. В то время Иосиф был вдовцом и имел от первого брака немалое семейство. Жил он в Назарете, находившемся в южной части Галилеи, где работал плотником (Мт. 13:55-56). Так, добрый старец Иосиф согласился опекать свою юную племянницу. Оба они были потомками царя Давида и ожидали пришествия Мессии.
Но вернемся к евангельскому рассказу. Явившись Деве Марии, Ангел Гавриил приветствовал Ее: “Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!” “Благодатная” значит обретшая особую любовь и благоволение Божие. Явление Ангела и его необычайные слова смутили Марию, и Она стала размышлять о значении их. Успокаивая Ее, Ангел предсказывает Марии о рождении от Нее Сына, Который будет велик и назовется Сыном Всевышнего. Господь даст Ему престол Давида, отца Его, и Он воцарится в доме Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.
Древнее царство Давида, в котором Сам Бог выдвигал царей, которое управлялось по законам Божиим и все формы гражданской жизни которого были проникнуты идеей служения Богу, являлось образом грядущего Царства Божия. Главная особенность царства Давида заключалась не в его гражданском устройстве, но в его духовном идеале – как общества, стремящегося жить по воле Божией. После того, как царство Давида перестало существовать в результате нашествия Навуходоносора за шестьсот лет до Р.Х., его идеал продолжал воодушевлять верующих евреев, ожидавших пришествия Мессии-Спасителя. К таким принадлежали Дева Мария и Ее родители, старец Иосиф, родители Иоанна Крестителя, праведные Захария и Елизавета, старец Симеон Богоприимец, пророчица Анна, вифлеемские пастухи и многие другие простые и верующие евреи. Пророки предсказывали, что с пришествием Мессии, царство Давида будет восстановлено и преобразится в Мессианское Царство. В него вольются верующие люди из многих народов и оно пребудет вечно (Смотри Исаия 42:1-12, 54:12-14, Ис. 2:2-3, Дан. 2:44, Дан. 7:13, Зах. 9:9-11).
Святая Мария, желая остаться Девой, в недоумении спрашивает Ангела: “Как это будет (что я стану Матерью), когда Я мужа не знаю?” Ангел успокаивает Ее, объясняя, что Ее обет не будет нарушен, так как Она родит Сына сверхъестественным образом, без мужа. Здесь бессеменное зачатие произведет Дух Святой, действием Которого “Сила Всевышнего осенит Ее,” то есть Сам Сын Божий сойдет в Ее утробу (По образному сравнению церковной песни, Дух Святой, на подобие таинственного облака, осенявшего ветхозаветную скинию, в момент зачатия спустится на Деву, Исх. 40:34, Чис. 9:15 ). Пресвятая Дева не потребовала от Ангела доказательств, но сам Ангел Гавриил, в подтверждение истинности своих слов, указал Ей на Елизавету, зачавшую пророка Иоанна Крестителя в глубокой старости, по изволению Божию. Ведь для Бога нет ничего невозможного. Дева Мария, видя во всем этом волю Божию, смиренно ответила: “Се, раба Господня. Да будет Мне по слову твоему.”
Добровольное согласие Девы Марии стать Матерью Мессии было абсолютно необходимо для воплощения Сына Божия, потому что Бог всегда оберегает дар свободной воли, которым Он наделил человека. Нравственная свобода – это ценнейшее свойство, которое возвышает нас над бездушной природой и над животным миром. Без нее мы были бы чем то вроде запрограммированных роботов, неспособных нравственно совершенствоваться. Будучи же нравственно свободными, мы можем духовно расти, совершенствоваться и, таким образом, уподобляться нашему Творцу (В противоположность Богу, дьявол стремиться лишить человека богоподобного свойства свободы; он старается поработить человека – сначала нравственно, а потом и физически). Таким образом, после свободного согласия Девы Марии Дух Святой осенил Ее, и совершилась в этот момент величайшая тайна, непостижимая, фактически, даже ангелам: Невместимый, неприступный и вечный Господь сошел в девическую утробу и, не испепелив ее, принял от нее человеческую природу, состоящую из тела и разумной души. Дальнейшее развитие Плода в девической утробе шло по естественным законам природы, и Дева носила в себе Младенца, до дня Его рождения в Вифлееме (По милости Божией, непостижимое Чудо воплощения Сына Божия как бы повторяется на каждой литургии, когда Дух Святой сходит на хлеб и вино, лежащие на престоле, и претворяет их в Тело и Кровь Христовы. Так в таинстве Причащения Господь Иисус Христос приобщает нас Своей Божественной природе).
В день явления Архангела Гавриила Деве Марии исполнилось древнее предсказание Исаии о том, что Дева примет в Своем чреве и родит Сына, Которого назовут Эммануил, что значит с нами Бог (Ис. 7:14). В этот день Бог вселился во чрево Девы и стал человеком, чтобы освободить мир от греха и власти дьявола. Чудо зачатия предвечного Младенца нельзя понять; оно – тайна благочестия, доступная только вере (1 Тим. 3:16). В явлении Архангела Гавриила Деве Марии Церковь видит “Спасения нашего главизну” – т.е. начало нашего спасения. Благовещение это – первый луч утренней зари после долгой томительной ночи. В этот день наш мир принес Богу свой лучший плод, самое светлое, самое чистое, что он мог только создать – Пречистую Деву Марию. Господь принял этот дар человечества и ответил на него даром благодати Святого Духа. В таинственной встрече падшего человечества с преблагим Богом, происшедшей в чистом сердце Девы Марии, уже слышится первый неповторимый ликующий звук той ангельской песни, которая, по условиям земного времени, смогла полностью раздаться на земле только спустя девять месяцев: “Слава в вышних Богу и на земле мир, в человеках благоволение.” “Славу Богу” – несла в своем сердце Дева Мария и – “мир земле” за это обещал Ей Спаситель.
В осторожности, с которой Дева Мария отнеслась к приветствию и обещанию Ангела Гавриила, святые отцы Церкви видят признак великой добродетели, именуемой “рассудительностью” (или “рассуждением”). Противополагают они мудрую осторожность Девы Марии, легковерию Евы, которая необдуманно послушалась совета дьявола, принявшего образ змея, и вместо счастья обрела горе.
Явление Ангела Деве Марии обрамлено двумя событиями: зачатием Иоанна Предтечи и посещением Пресв. Девой Марией праведной Елизаветы. Во время этого посещения, св. Иоанн Предтеча, еще не родившийся шестимесячный утробный младенец, первый приветствует Пречистую Деву своими движениями в утробе Елизаветы. В этот момент удостаивается Святого Духа и праведная Елизавета и восклицает: “Благословенна Ты между женами и благословен плод чрева твоего,” и затем прибавляет – “и откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне!” (Лк. 1:43). Здесь праведная Елизавета начала свое приветствие теми же словами, какими закончил свое приветствие Архангел Гавриил. Из этих приветственных слов создалась та чудная молитва, которую мы так часто слышим в храме: “Богородице Дево! Радуйся, благодатная Марие, Господь с Тобою: благословенна Ты в женах (среди жен) и благословен Плод чрева Твоего. Яко (потому что) Спаса родила еси душ наших.”
Состояние умиления, святой, небесной радости, в которой пребывала Дева Мария в день Благовещения, запечатлено в иконе “Умиления.” На ней Дева Мария – без Младенца, со скрещенными руками на груди и со словами вокруг нимба: “Радуйся Невесто неневестная.” Перед этой иконой целыми днями и ночами молился на коленях преподобный Серафим Саровский, перед нею и скончался.
Первое слово приветствия Архангела Гавриила было – “Радуйся.” И праздник Благовещения есть прежде всего праздник тихой, небесной, радости! Радости по поводу примирения с Богом и возвращенной на землю благодати. Вместе с тем, Благовещение есть праздник торжества смирения, чистоты и целомудрия, праздник непоколебимой веры во всемогущество Божие и беспредельной Любви Бога к погибающему человеку.
С этого праздника, “главизны нашего спасения,” зачинается тот родник “воды живой,” который позднее превращается в широкую реку и, наконец, в безбрежное море новозаветных чудес, таинств и Благодати Св. Духа, которыми Господь, “не мерою дающий Духа,” так щедро напоил жаждущих правды! Благовещение – праздник Брака Неба и земли, когда голубое небо спускается на землю и сочетается с ней. Благовещение – “голубой” праздник! В глазах верующего человека в этот день все голубеет, все становится чище и прозрачнее. Небо становится еще голубее, глубиннее. Голубеют воздух и воды, отражающие безоблачное небо; голубеют первые цветы – подснежники и фиалки; ночью – голубеют звезды. Голубеют и человеческие души, делаясь способными воспринимать небесную музыку этого дивного праздника.
Поговорка, утверждающая, что на Благовещение даже птица гнезда не свивает, иносказательно призывает нас в этот день отложить повседневную суету и направить свои помыслы к Небу, к радостному общению с Богом. По старинному русскому обычаю в этот день отпускают на волю птиц в знак освобождения человеческой души от греха.
“Я стал доступен утешению” – (пишет Пушкин, отпустив птицу) – “зачем на Бога мне роптать; когда хоть одному творенью я мог свободу даровать!” Другой поэт, Туманский, наблюдая за отпущенной птичкой, пишет: “она исчезла утопая в сиянии голубого дня; и так запела, улетая, как бы молилась за меня.”
Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление: Сын Божий Сын Девы бывает и Гавриил благодать благовествует. Тем же и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.
Сегодня начало нашего спасения и осуществление тайны, предопределенной от вечности: Сын Божий становится Сыном Девы и Гавриил возвещает благую весть о благодати. Поэтому и мы с ним воскликнем Богородице: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.
7 апреля в 8.00 митрополит Вятский и Слободской Марк возглавит Литургию в Благовещенском храме города Слободского. Накануне, 6 апреля в 17.00, Его Высокопреосвященство совершит Всенощное бдение в Успенском кафедральном соборе
Что это за праздник благовещения пресвятой богородицы 7 апреля – Счастливые Дни
7 апреля празднуется Благовещение Пресвятой Богородицы — двунадесятый праздник. Это непереходящий праздник, поэтому он всегда отмечается именно в этот день. Верующие вспоминают, как Деве Марии явился Архангел Гавриил и возвестил о том, что Она родит Сына и «Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего». Богоматерь смиренно приняла эту весть.
Благовещение отмечалось еще первыми христианами, но назывался этот праздник по-разному, и одним из названий этого дня было «Зачатие Христа». От Благовещения до Рождества Христова ровно 9 месяцев.
Встреча Марии и Архангела описана в самом начале Евангелия (Лк 1:26-38) . Это событие считается «главизной», то есть началом нашего Спасения. Отсюда начинается земной путь Господа, и в нескольких коротких строчках, рассказывающих об этом событии, слышится отзвук грядущего Христова Воскресения.
Икона из монастыря св. Екатерины на Синае. Конец XII в.
Суть праздника
На иконе Благовещения изображается явление архангела Гавриила Деве Марии, видимое удивление которой показано в соединении с глубочайшим смирением перед всемогуществом Бога. Над архангелом и Марией располагается особая форма нимба — мандорла, которая символизирует Божественное явление и зачатие Христа. Красная нить в руках Марии — это пряжа, которой, по церковному преданию, она занималась в этот великий для всей Церкви день.
Благовещение празднуется ровно за 9 месяцев до Рождества Христова. По учению Церкви, человек появляется на свет в момент зачатия в утробе матери, а не в момент его рождения.
«Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою, благословенна ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших», — слова этой одной из самых известных и любимых молитв Церкви, обращенных к Пресвятой Богородице, почти буквально повторяют обетование Деве Марии, произнесенное архангелом Гавриилом.
Благовещение стало началом исполнения Божественного обещания падшему человечеству в лице Адама и Евы о том, что их потомок, буквально, «семя жены» (Быт 3:15) уничтожит прельстившего их змея (дьявола). «Семя жены» — это образ безмужнего зачатия Христа, рожденного от Девы Марии.
«Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя ему: Еммануил», — строки важнейшего ветхозаветного пророчества о рождении Спасителя от непорочной Девы (Ис 7:14). Имя Эммануил буквально обозначает «с нами Бог», поэтому оно иногда встречается на иконах над изображением младенца-Христа.
Архангел Гавриил на иконах часто изображается с тростью как путник и посланник, со свечой или зеркалом — как вестник тайн, или с лилией — символом благословения; он неоднократно упоминается в Ветхом Завете, почитается в иудаизме и в исламе.
Благовещение по-гречески — Евангелие, Благая весть. Именно так называются первые четыре книги Нового Завета, важнейшие книги Библии. Пророчество о рождении Спасителя мира, исполнения которого так напряженно ждали в Иудее, совершилось как легкое дуновение ветра, незаметно для всего мира. Преклоняясь перед силой веры Богоматери и ее полным доверием Богу, Православная Церковь воздает Деве Марии первенство чести среди всех когда-либо рожденных людей.
Благовещение — центральное событие всей Священной истории, оно находится ровно посередине между Ветхим и Новым Заветом. Завет с Авраамом начался с сомнения его пожилой жены Сарры в своей способности стать матерью, родоначальницей Богоизбранного народа. Новый Завет стал возможен благодаря чистой вере Девы Марии в откровение о сверхъестественном рождении ее будущего Сына — Мессии, Спасителя всего человечества (Лк 1:26–38).
Благовещение в Страстную субботу
Благовещение всегда отмечается 7 апреля, дата его неизменна. А даты Великого поста и Пасхи каждый год разные. В 2018 году Благовещение совпадает с днем Страстной субботы.
Благовещение – это день воспоминания о том, как Богоматерь узнала, что родит Христа, и что произойдет это чудесным способом – через сошествие на Нее Святого Духа.
Страстная суббота – это день воспоминания о том страшном моменте, когда Тело Христово находилось во Гробе, а Сам Он сошел в ад. Этот день еще называют днем тишины. Все уже позади – предательство, распятие, Крестная смерть. Теперь гроб запечатан, но происходит чудо, не видимое человеческому глазу: Христос выводит из ада праведников.
И то, и другое событие, отстоящие друг от друга на 33 года, удивительны и непостижимы. И в событиях Благовещения, и в событиях Великой субботы проглядывает уже неземной Свет Воскресения Христова. И совпадение Благовещения и Страстной субботы позволяет верующим глубже прочувствовать и понять путь, которым прошел Христос, а рядом с ним и Богоматерь, до Пасхи.
Если Благовещение выпадает на Страстную субботу, это значит, что в этот день будет совершаться не Литургия Иоанна Златоуста, положенная в праздник даже в дни Великого поста, а Литургия Василия Великого, положенная в Великую Субботу. Литургия Василия Великого совершается всего лишь десять раз в году, в том числе и в день, предшествующий Пасхе. Даже такой значимый праздник, как Благовещение, не может поменять это установление. Богослужение Великой Субботы будет иметь особенности, связанные с выпавшим на этот день двунадесятым праздником.
Кроме того, если Благовещение выпадает на Страстную субботу, это значит, что в праздник нельзя будет поесть рыбы. По монастырскому уставу рыба разрешена два раза за пост – в Благовещение и в Вербное воскресенье. Но значение каждого дня Страстной седмицы столь велико, что в эти дни верующие соблюдают особо строгий пост. В случае совпадения Благовещания с днями Страстной седмицы, трапеза в этот день не праздничная и рыбу не едят.
Использованы материалы журнала «Фома»
7 апреля 2019 года Благовещение Пресвятой Богородицы: что это за праздник и как его отмечают православные, народные приметы, обряды и поверья этого дня
7 апреля 2019 года отмечается один из важнейших церковных праздников – Благовещение Пресвятой Богородицы. Это празднество относится к числу двунадесятых. Оно посвящается великому событию – возвещению архангелом Гавриилом Девы Марии о благой вести зачатия ею Сына Божьего.
Как гласит история, Мария в раннем детстве была отдана родителями на воспитание в храм. Она дала обет Богу остаться Девой, а выйдя замуж за Иосифа, скромно жила в Назарете. Однажды к ней явился архангел Гавриил и произнес такие слова: «Радуйся, Благодатная!», сообщив Марии о великом чуде. Это чудо заключалось в непорочном зачатии ею будущего спасителя мира – Иисуса Христа, Сына Божьего.
Впервые о Благовещении упоминается в исторических данных II века. Однако официальным событием Благовещение Пресвятой Богородицы стало в VI столетии. Дату праздника – 25 марта по старому стилю или 7 апреля по новому стилю, установил византийский император Юстиниан.
Благовещение Пресвятой Богородицы 7 апреля 2019 года – это поистине уникальный праздник. Он не только глубоко почитаем церковью и верующими людьми, но и невероятно любим и популярен в народе. А посему за долгие годы существования в этом празднике тесно переплелись церковные традиции и народные обычаи, приметы и поверья.
Для православных верующих Благовещение Пресвятой Богородицы – это очень важный и значимый день. По традиции в этот праздник 7 апреля 2019 года во многих храмах страны пройдут праздничные богослужения. Священнослужители в этот праздничный день облачаются в голубые одеяния.
Каждый верующий человек в Благовещение Пресвятой Богородицы 7 апреля 2019 года непременно отправится в храм. Тем более, что в текущем году праздник выпал на воскресенье – выходной день. Поэтому верующие люди, отложив все свои повседневные дела и заботы, поспешат в церковь, чтобы в своих молитвах вознести Пресвятую Богородицу и Иисуса Христа. Считается, что в столь великий праздник всякая молитва непременно будет услышана и получит отклик. Конечно, при условии, что она будет искренней и исходить от чистого сердца.
Символом Благовещения является белый голубь. Поэтому в этот праздник существует традиция выпускать в небо белых голубей. Люди верят, что эти птицы являются посланниками небес, а в Благовещение они долетают до ангелов-хранителей и передают им самые сокровенные просьбы.
Еще одной традицией Благовещения Пресвятой Богородицы является изготовление Благовещенской соли. Чтобы ее приготовить, каждый член семьи в праздничный день 7 апреля 2019 года должен положить в полотняный мешочек по щепотке соли. Затем хозяйки прокаливают эту соль в огне и убирают в укромное место, бережно храня весь год. Благовещенская соль считается домашним оберегом, защищающим семью от бед, ссор, дурного глаза и прочих неприятностей, а также люди верят, что она обладает чудодейственной силой.
В Благовещение не рекомендуется заниматься тяжелой работой, особенно нельзя работать с землей. Считается, что этот день нужно посвятить молитвам, общению с Господом и близкими людьми.
Народная примета гласит, что заморозки в Благовещение 7 апреля 2019 года сулят богатый урожай.
Если к этому празднику воротились после зимовки ласточки, то весна предстоит поздняя и холодная.
Согласно народному поверью, желание, загаданное в праздник Благовещения, непременно исполнится.
Другое поверье гласит, что для того чтобы в семье царили любовь, уют и гармония, жене нужно в этот праздник назвать мужа сорок раз словом «любимый».
7 апреля — Благовещение Пресвятой Богородицы
Благовещение 2019 отмечается 7 апреля (25 марта по старому стилю). В Православной Церкви этот праздник называется Благовещением Пресвятой Богородицы. Он относится к великим двунадесятым событиям годового богослужебного цикла. Торжество приурочено к возвещению Деве Марии Архангелом Гавриилом благой вести о зачатии ею Сына Божьего.
В Православной Церкви этот праздник символизирует искупление человечеством грехопадения Евы.
История праздника
Святая Мария воспитывалась в храме и дала обещание Богу остаться Девой. Она скромно жила в Назарете с названным мужем, дальним родственником – стариком Иосифом. Однажды к ней в дом вошел Архангел Гавриил и произнес речь, которую начал со слов: «Радуйся, Благодатная!». Он сообщил Пресвятой Деве о великом чуде – зачатии ею будущего Спасителя мира Иисуса Христа.
Первые упоминания о Благовещение относятся ко II веку. Официальным это событие стало в VI веке, когда византийский император Юстиниан установил дату праздника на 25 марта (7 апреля по новому стилю).
Традиции и обряды праздника
В Благовещение Пресвятой Богородицы в храмах проходят богослужения. В этот день церковные наставники надевают голубое облачение. В храмах проводится всенощное бдение, которое начинается с великого повечерия. Службы имеют литургические особенности, зависящие от дней недели. Если Благовещение и Пасха совпадают (Криопасха), то каноны праздников соединяются.
В народе в этот день принято ходить в храмы, молиться, подавать милостыню и заниматься благотворительностью. В этот праздник распространена традиция выпускать птиц (голубей) на свободу. Люди верят, что в Благовещение они долетают до ангелов-хранителей и извещают им обо всех хороших поступках, которые были совершены за год.
Верующие люди 7 апреля подготавливают Благовещенскую соль. Для этого хозяйки берут мешочек, в который каждый из членов семьи насыпает по щепотке соли. Ее прокаливают в огне и хранят в укромном месте. Благовещенскую соль используют как оберег. Ее чудодейственные свойства способны излечить от болезней. Если она не израсходуется в течение года, то на следующий праздник ее сжигают в огне. Особой силой обладают просфоры и освященная вода, которые прихожане приносят с торжественной службы.
В Благовещение верующие совершают паломничество по святым местам. В этот праздник православные реликвии способны наделить человека силой. Христиане считают, что в этот день открываются небеса, и Господь слышит мольбы и просьбы человека. Люди загадывают желания и просят небесные силы о помощи в больших делах.
У древних славян существовал обычай разжигать в праздник большие костры. Они выбрасывали в огонь все старые вещи и предметы. Считалось, что таким образом в огне сгорали все беды, болезни и несчастья.
Что можно кушать на Благовещение
Благовещение 2019 приходится на Великий пост перед Пасхой. В этот праздник Православная Церковь дает послабление поста. Прихожанам можно кушать рыбу. Если Благовещение выпадает на Страстную неделю (последняя неделя перед Пасхой), то делается исключение – рыбу нельзя употреблять в пищу. Мясо, молочные продукты в этот день исключаются из рациона.
Что нельзя делать на Благовещение
В народе Благовещение считается большим религиозным праздником. В этот день существуют запреты на повседневные дела.
7 апреля не рекомендуется шить, вязать, вышивать, заплетать косы, стричься, красить волосы, расчесываться. Это примета связана с поверьем, согласно которому люди издавна считают, что жизнь человека является нитью, которой может управлять сам Господь или ангелы-хранители. В день, когда открываются небеса, легко перепутать жизненные нити, изменить судьбы семьи и близких людей.
7 апреля следует воздержаться от тяжелого физического труда. Хозяйки стараются приготовить еду накануне Благовещения, чтобы в праздник быть свободными от домашних хлопот. Плохой приметой считается давать деньги в долг, раздавать что-то из дома, иначе можно отдать покой, здоровье и благополучие. Не следует в этот день надевать новые вещи, чтобы не испортить их. Праздник нельзя проводить в суете, гневе, злости и раздражении. Церковь не рекомендует заключать в этот день браки – это период воздержания и покаянья.
Приметы и поверья
- Заморозки на Благовещение предвещают богатый урожай.
- Если к 7 апреля ласточки не прилетели, то весна будет холодной и поздней.
- Если жена в этот праздник назовет своего мужа сорок раз «любимый», то семью ожидает любовь и мир на долгие годы.
- Если на огороде закопать кусочек благовещенской просфоры, то земля даст богатый урожай.
- Желание, которое будет загадано на Благовещение, исполнится в ближайшем будущем.
Благовещение Пресвятой Богородицы относится к великим двунадесятым праздникам Православной Церкви. В этот день верующие воздерживаются от работы, домашних хлопот, ссор и обид. Прихожане посещают храмы, совершают паломничество по святым местам. Этот религиозный праздник считается лучшим периодом для заготовки соли, освященной воды и просфор, которые будут служить оберегами в течение всего года.